Валерий Балабанов: «Меня все время тянуло на лед»

23.04.2020

В тренерском штабе любой команды трудятся специалисты, которые сами в свое время играли в хоккей, добивались успехов и их имена всегда в слуху. Сравнительно не так давно к ним прибавились и тренеры по физической подготовке. Их появление обусловлены теми требованиями и задачами, которые ставятся перед командами. Про них, как правило, мало информации. 

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с тренером ХК "Нефтехимик" по физподготовке Валерием Балабановым – человеком, которого мы нечасто встречаем на тренерском мостике, но, который является важным звеном в успехах команды. 


- Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в спорт и в хоккей в частности? С чего все началось?
- Моё детство прошло на окраине Москвы, в районе Тушино. Родители очень любили спорт, и поддерживали меня в моих спортивных увлечениях. В 64-м году, когда мне было 6 лет, мама отвела меня в бассейн, и записала в секцию плавания. Мы часто с родителями ездили на различные соревнования, их в Москве проводилось очень много. Посещали футбол, легкую атлетику, гимнастику, волейбол, велоспорт, бокс, штангу. Больше всего мне нравился футбол. В 65-м году отец привел меня на игру по хоккею с мячом. Тогда московское «Динамо» играло на малой спортивной арене. 

Мне эта игра очень понравилась, она была очень популярной, и я попросил отца записать меня в секцию. Тем более, что недалеко от нашего дома, в лесопарковой зоне, на небольшом заводском стадионе работала детская школа по хоккею с мячом. Как сейчас помню, мы пришли туда с отцом, а там шла тренировка. У меня не было клюшки, но были коньки. Тренер меня спросил, хочу ли я быть вратарем? Я согласился, и потом 4 года играл на воротах.  

То есть занятия плаванием и хоккеем с мячом были моими первыми видами спорта, с которыми я близко познакомился. А хоккей с шайбой я впервые увидел живьём, наверное, в 1966 г. Хорошо помню эту игру. Играли на старом стадионе в Тушино «Крылья Советов» с московским «Спартаком». 

- А потом ушли в другой вид спорта?
- Не совсем так. Хоккеем с мячом я занимался вплоть до весны 69-го года, пока мы семьёй не переехали в Зеленоград. Город только строился и никаких спортивных секций тогда не было. В основном был дворовый футбол и хоккей с шайбой. Я тоже играл за свой ЖЭК, а также вратарём за сборную Зеленограда по футболу на первенство Москвы. Только в начале 70-х открыли первую спортивную школу с такими видами спорта, как классическая борьба (сейчас греко-римская), волейбол, лыжные гонки, баскетбол. Я два года позанимался классической борьбой, потом попробовал себя в лыжных гонках, но это было не моё, меня все время тянуло на лед…

- ...И вы решили уйти в конькобежный спорт?
- В 1973-м году я случайно узнал, что в Зеленограде открылась заводская спортивная школа с красивым названием «Элион», в которой основным видом был конькобежный спорт. Я пришел туда с другом просто посмотреть, а нам сразу дали коньки и отправили на лёд. Мы попробовали и нам здесь очень понравилось. Хотя честно сказать, в первую очередь мне понравился тренер - Оськин Виктор Алексеевич, его отношение к ребятам, отношение к своей работе. Я занимался конькобежным спортом до 81-го года. А заканчивал свою спортивную карьеру уже действующим тренером.  

- А где начинали тренировать?  
- Тренировать начал здесь же в ДЮСШ «Элион». Мне досталась по наследству группа ребят 62-64 годов рождения, которых, как говорят на профессиональном языке, я «выкатал», т.е. тренировался вместе с ними и передавал свой опыт. Один мой воспитанник Андрей Налётов в 1981-м году стал чемпионом Москвы в спринтерском многоборье. Конечно, было очень приятно, тем более в то время конкуренция была запредельно высокой. 

Через некоторое время я получил приглашение на работу в другую, более известную спортивную школу «Новатор» в Химках. Школа была с огромными традициями и имела большое количество выпускников – мастеров спорта, мастеров спорта международного класса по велоспорту и конькобежному спорту. Ещё здесь работали отделения по борьбе, стрельбе из лука, художественной гимнастике, легкой атлетике, футболу, хоккею с шайбой, фигурному катанию, лыжным гонкам, штанге. Но самыми популярными видами спорта среди заводчан и жителей Химок были футбол и хоккей. За хоккейную команду играли известные мастера, поигравшие в Высшей Всесоюзной лиге, а в 1991-м году старшим тренером отделения хоккея с шайбой стал Фёдоров Виктор Александрович, отец Сергея Федорова. Сейчас на месте, где располагался наш стадион Новатор, построены баскетбольный центр «Химки» и футбольная арена «Химки».
 
В нашем отделении конькобежного спорта была выстроена система подготовки конькобежцев, начиная от начальных групп и до выпуска из школы. И после выпуска ребят не бросали, а наоборот, поддерживали, устраивали на работу на предприятие или в профильные учебные заведения, и они могли дальше продолжать тренироваться и участвовать в соревнованиях, в том числе на первенстве России в составе сборной Московской области. Конькобежная школа «Новатор» всегда была прямым конкурентом известной конькобежной школе в Коломне, а наш тренерский коллектив был очень дружным, сплочённым. Кстати, сейчас на месте старого стадиона в Коломне, построен новый конькобежный центр мирового уровня.

- А еще кто-то из ваших воспитанников выделялся потом достижениями?
- Один из моих воспитанников Дмитрий Еремеев стал чемпионом Московской области в спринтерском многоборье, установив рекорд по младшему возрасту на дистанции 500 метров. Многие мои воспитанники неоднократно становились чемпионами и призерами различного уровня соревнований. 

- А как в хоккее оказались?  
- Осенью 1991 появились нехорошие слухи, что нашу школу «Новатор» могут закрыть. Это и произошло в конце года. В стране наступили трудные времена и отраслевые профсоюзы отказались от финансирования ДЮСШ. Нас, тренеров и спортивных работников, выставили на улицу. Через некоторое время я устроился работать в фитнес-центр у себя в Зеленограде. Хотя тогда фитнес-центр назывался попроще – «качалкой». 
 
В 1998-м году я случайно познакомился с известным хоккеистом ЦСКА, воспитанником уральского хоккея Леонидом Трухно. Этим моментом я и считаю мой приход в хоккей. Леонид попросил меня помочь ему с летней подготовкой. Я не отказался. Помог чем мог. Он на тот момент жил и играл в Дании, а на лето возвращался домой в Россию, в Подмосковье, где готовился к сезону. Чуть позже Леонид пригласил меня к себе в гости в Данию. Две недели мы тренировались вместе. Я ездил на тренировки и игры команды. Здесь я больше узнал хоккей изнутри.  

Чуть позже я устроился на работу в фитнес-клуб в Куркино, массажистом. В то время этот фитнес-клуб стал известным местом, где большое количество хоккеистов самостоятельно готовилось к сезону. Имея уже небольшой опыт работы с хоккеистами, у меня появилась мысль помочь им с подготовкой, но по целенаправленной методике. Через некоторое время мы с хозяином клуба Михаилом Слуцким решили создать хоккейный центр по подготовке хоккеистов. В этом нам помог известный в прошлом хоккеист Сергей Брылин - обладатель трех Кубков Стенли в составе команды «Нью-Джерси Девилз», он воспитанник ЦСКА. 

Сергей тоже тренировался здесь летом. Он поддержал нашу идею, подсказал в каком направлении надо двигаться, ближе познакомил с известными хоккеистами, которые тоже здесь регулярно тренировались. И мы взялись за это дело. 

В первую очередь, мы привлекли к работе известных специалистов в области спорта, которые нам помогли теоретически. Около полугода мы документально выстраивали систему и методику тренировок. Расписывали программы тренировок, микроциклы, макроциклы, как должно проходить восстановление и питание хоккеиста, а чуть позже начали на практике заниматься тренировочным процессом. Летом 2008 году на базе клуба мы провели первые сборы и на очень высоком уровне. Таким образом я вернулся к тренерской деятельности. 

- У вас в биографии есть пункт работы с ФХР. 
- Да, я два сезона отработал в ФХР.  К 2008 г. о нашем фитнес-клубе уже знали в хоккейном мире Москвы. А вскоре у нас состоялись несколько встреч с руководство ФХР о сотрудничестве, после чего наш тренерский штаб получил приглашение от Федерации хоккея России оказать помощь в подготовке юниорской и молодёжной сборных команд России по хоккею к чемпионатам Мира. 

Первую команду, которую нам доверили, была молодежная сборная 88-го года рождения с главным тренером Сергеем Немчиновым. Мы готовили команду к Чемпионату мира в Чехии на олимпийской базе в Новогорске. Итогом совместной работы всего тренерского штаба стала бронзовая медаль, а приз лучшего игрока турнира получил Виктор Тихонов. 

В том же сезоне мы приняли участие в подготовке юниорской сборной 89-90-г.г.рождения к чемпионату мира в Казани. Главным тренером был Бирюков Александр Викторович. По итогам турнира команда завоевала серебряные медали, проиграв в финале канадцам. 

В следующем сезоне мы готовили молодежную сборную команду России 89-года. Главным тренером по-прежнему был Сергей Немчинов. Турнир запомнился игрой в полуфинале с Канадой, в которой незадолго до конца матча мы ещё выигрывали у них, но пропустили гол за 5,8 секунды до конца основного времени, а в итоге уступили канадцам по буллитам. Тогда в Канаде наша команда выиграла бронзовые медали. На этом этап работы в ФХР был закончен. А чуть позже Сергей Немчинов возглавил ЦСКА, куда пригласил и меня. 

- Вам удалось побыть и в роли хоккеиста, и в роли конькобежца.  Что общего есть и у тех, и у других?
- Когда только начинал работать с хоккеистами, я думал, что нас многое объединяет. Но позже понял, что у нас общего мало. Есть какие-то похожие моменты в подготовке, например, велотренировки или отдельные 
беговые программы, в технике катания - это приложение усилий в толчок коньком в лёд. Ещё есть общее в отдельных программах и упражнениях по физподготовке в тренажёрном зале.  

- Хорошо, а в чем тогда разница?
-  Разница во многом. Например, лёд другой. В конькобежном спорте его готовят не так, как в хоккее. Ботинки коньков совершенно разные, лезвия тоже. Конькобежец одет легко, а хоккеист имеет защитную форму. Техника катания совсем другая, в первую очередь, из-за углов отталкивания и посадки. Системы летней подготовки тоже разные. Тренировочный процесс, который ведётся в течении сезона, тоже сильно отличается.

- За столь долгую карьеру вы успели поработать и с молодежными командами, и с мастерами. Работа сильно отличается?
- Да, сильно. Дело в том, что ребята после ДЮСШ приходят в состав молодежных команд совершенно не подготовленными, не все конечно, но большинство. Сразу видны пробелы в их развитии, как игрока, как спортсмена. В момент их прихода в МХЛ тренерам вместо того, чтобы продолжить совершенствование этих ребят, приходится заниматься устранением пробелов их развития. Это большая проблема в работе хоккейных школ России, где во главе всего стоит результат команды по итогам данного сезона.

Тоже самое получается и в моей работе. Когда вместо дальнейшего развития и перевода ребят на новый уровень физического развития, приходится обучать элементарным вещам – поведению в тренажёрном зале, элементарной технике работы с «железом». Есть ребята, которые плохо бегают, не умеют правильно прыгать, не умеют играть в спортивные игры, не знают комплексы упражнений на быстрой лестнице, босу, фитболе, барьерах, упражнений с медболом, не знают, как правильно тренироваться на велотренажёре и т.д., и т.п.  А есть и такие, которые не понимают, для чего это всё нужно. Они рассуждают так - «мы же в ДЮСШ без этого обходились и играли». Приходится их убеждать, что физическое развитие и совершенствование - это их будущее в большом хоккее. 

Мелочей в развитии хоккеиста нет. Ведь хоккеист зарабатывает деньги своим телом, своими мышцами, которые должны быть быстрыми, выносливыми, сильными, координированными.

Кстати, Федерация хоккея России разработала и выпустила программу по развитию юных хоккеистов под названием «Красная машина», которая через некоторое время возможно начнёт приносить свои плоды.

- Вы сказали про плоды, которые будет давать «Красная машина». Что имели ввиду? Почему она нам необходима?
- Эта программа для ДЮСШ, для детских тренеров, программа всестороннего развития игрока. Там даются не только теоретические знания, но и практические. Есть поурочные планы тренировочных занятий. Единственное, что программа пока представлена для начинающих хоккеистов с 5 до 10 лет. Мы с нетерпением ждем, когда выйдет вторая её часть, для ребят более старшего возраста. 

Не секрет, что некоторые ведущие хоккейные клубы КХЛ открыли свои академии. Каждая такая академия имеет свою эксклюзивную программу по развитию юных хоккеистов. Там очень строго отслеживается работа каждого тренера, каждая тренировка. Нельзя что-то делать от себя, поэтому вся школа работает по единому плану. Идя по программе, хоккеист на выпуске из спортшколы будет обладать не только навыками игры в хоккей, но и будет всесторонне развит, т.е. мы получаем качественный «продукт» - всесторонне развитого мастера хоккея. Но остаётся открытым вопрос, а как используют программу «Красная машина» на местах в ДЮСШ? Как отследить их работу?

- Как и при каких обстоятельствах вы попали в тренерский штаб к Вячеславу Буцаеву?
- С Вячеславом Геннадьевичем мы познакомились в 2009 году, когда вместе вошли в тренерский штаб Немчинова Сергея Львовича, который был главным тренером ЦСКА. 

В 2010 г. Вячеслав Геннадьевич был назначен главным тренером молодёжной команды «Красная Армия», и на первый сбор команды, я тоже поехал, в качестве тренера по физ. подготовке. После этого сбора, я вернулся в первую команду ЦСКА и до конца сезона продолжал работать в ней, пока мы не вылетели из плей-офф. Как это случилось, меня сразу попросили помочь Вячеславу Геннадьевичу и команде, которая в то время уже билась в плей-офф МХЛ. Результатом того сезона, стала победа команды «Красная Армия» в Кубке Харламова.

На следующий сезон Вячеслав Геннадьевич вернулся в тренерский штаб первой команды ЦСКА, где мы вместе проработали до 2013 года. Летом 2014 г. тренерский штаб ЦСКА полностью сменился. Вячеслав Геннадьевич возглавил хоккейный клуб «Сочи», и через некоторое время я получил от него предложение о работе, куда я и перешёл. В Сочи мы проработали вместе три года.  
 
- В прошлое лето во время предсезонки хоккеисты говорили, что у вас на тренировках упражнения не повторяются, настолько они были разнообразными... 
- Хоккей разнообразен. Каждую долю секунды меняется ситуация на льду, игрок должен быть готов к этому в любой момент. Поэтому и строятся такие разнообразные упражнения и тренировки. При подготовке плана на конкретную тренировку, я учитываю, как она вписывается в микроцикл, в макроцикл и только после этого составляю её, ставя определенные цели и задачи по развитию тех или иных качеств игроков.   

- Для этого наверняка нужно изучить горы информации?
- Да, для этого необходимо изучить большой объем информации, что я и делаю постоянно. Ведь каждый хоккеист – это личность, поэтому у меня ко всем игрокам подход более индивидуальный. Некоторые игроки не владеют техникой работы с «железом», у других проблемы из-за старых или новых травм, у кого-то проблемы со спиной, у кого-то не хватает стартовой скорости и т.д. Поэтому приходится так выстраивать свою работу. Для этого и нужна огромная база знаний, и, чтобы не отстать, нужно много времени уделять своему развитию, много читать, много смотреть видео. Короче, я стараюсь быть на одной волне со временем. 

- Откуда вы черпаете «вдохновение», так скажем? 
- Меня вдохновляет положительный счёт на табло, что является результатом большой и трудоёмкой работы всего тренерского штаба.
 
- А как, например, выглядит ваш типичный день? 
- Я стараюсь пораньше приехать на арену. А дальше только работа на благо команды. Свободного времени мало. Когда оно появляется, сам усердно тренируюсь, при любой возможности стараюсь ходить пешком, например, с арены на базу. А в вечернее время готовлю тренировочные планы на следующий день.  
  
- Что, на ваш взгляд, самое сложное в вашей работе?
- Самое сложное, это создание коллектива единомышленников, когда игроки и тренерский штаб идут вместе в одну ногу, к одной цели. А ещё сложно, на протяжении 5 лет – жить со своей семьёй только по видео связи.  

- Вы тренер не только на работе, но и дома. Ваш сын также занимается хоккеем… Во сколько лет поставили  его на коньки? 
- Сына на коньки поставили в 2,5 года. В 4,5 года мы его отдали в хоккейную школу «Орбита» в Зеленограде, где он тренируется и играет по настоящее время. Он рос в хоккейной среде, часто приезжал ко мне на игры ЦСКА и «Красной армии», жил со мной на сборах. 

- Следите за его успехами?
-  Конечно слежу. Моя супруга Ирина снимает на телефон все смены игры сына и отправляет мне. Потом мы с ним обсуждаем, разбираем те или иные моменты. Иногда игру команды сына смотрю в прямом эфире в Ютубе.    

- Как помогаете ему выстраивать режим и контролировать тренировки, учебу на расстоянии?
- Этим занимается моя супруга Ирина. Она полностью контролирует учебу сына. Я же дистанционно подсказываю сыну как поддержать физическую форму, когда нет тренировок в спортивной школе, составляю ему индивидуальные планы тренировок. И конечно, слежу за его успехами в учёбе. Мы по несколько раз в день созваниваемся.
   
 - Как сейчас в условиях карантина от коронавируса жизнь протекает? 
- Мы всё время находимся дома. За последний месяц может быть раза три - четыре с женой ездили в магазин за продуктами. 

– А чем занимаетесь дома? Столько времени сразу освободилось для каких-то личных дел и хобби…
- У меня ежедневно уходит порядка 6-8 часов на работу за компьютером. Готовлю планы на новый сезон, пишу индивидуальные программы для ребят как первой команды, так и «Реактора». Сбрасываю ребятам рекомендации как заниматься дома в период карантина. Ежедневно по 1,5 – 2 часа с сыном проводим домашние тренировки. На телевизор времени не остаётся. Немного читаю.   
   
- Какой совет можете дать нашим болельщикам в сложившейся ситуации...
- Надо набраться терпения. Нужна поддержка друг друга. Многие живут в стеснённых квартирных условиях и это очень непросто. Находите себе дело, меньше лежите на диване, больше двигайтесь. Сейчас в интернете можно найти огромное количество видео тренировок любой сложности, для любого уровня подготовки. Читайте литературу. Берегите себя и своих близких и оставайтесь дома! 

Возврат к списку